Система арбитражных судов

Первое упоминание об особых судах для торгового сословия в России встречается в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича, датированной 1135 годом. Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре I. В 1699 году в Москве была учреждена бурмистерская палата. В 1719 году создана Коммерц-коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами. Первый коммерческий суд был учрежден в 1808 году в Одессе. Затем такие суды были образованы в Таганроге (1818 г.), Феодосии (1819 г.), Архангельске (1820 г.), Измаиле (1824 г.). 14 мая 1832 года опубликовано Общее положение об учреждении коммерческих судов в России, что означало появление системы таких судов - предшественницы нынешней системы арбитражных судов. Открываются коммерческие суды в Санкт-Петербурге (1832 г.), Москве (1833 г.), Новочеркасске (1835 г.) и других городах. Устав судопроизводства в коммерческих судах определял вопросы подсудности, вызова и явки в суд, отводов, собирания показаний сторон и т.п. Он включал в себя 16 глав, 470 статей и Временные правила о порядке производства дел о несостоятельности из 28 статей. Судебная реформа 1864 года в России организационно коммерческих судов не коснулась. Изменения произошли в судопроизводстве: споры теперь рассматривались не только на основании Устава торгового судопроизводства, но и в соответствии с Уставом гражданского судопроизводства, который содержал общие правила сбора и оценки доказательств. Исполнение решений коммерческих судов производилось по исполнительным листам через судебных приставов и находилось вне юрисдикции коммерческих судов. Главной особенностью производства в коммерческих судах России, как отмечали современники, являлось стремление к «возможно скорому» разрешению дел. Эти суды действовали вплоть до 1917 года. Декретом о суде № 1 советской власти они были упразднены. Все споры, возникающие между казенными организациями, предприятиями и учреждениями, советской властью решались в административном порядке. 21 сентября 1922 года было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Согласно этому Положению были созданы арбитражные комиссии в центре при Совете Труда и Обороны и на местах при областных экономических совещаниях. 3 мая 1931 года было утверждено Положение о Государственном арбитраже. В нем указывалось, что Госарбитраж «учреждается для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление плановой и договорной дисциплины и хозяйственного расчета». В течение шестидесятилетней истории государственного арбитража (с мая 1931 по октябрь 1991 года) неоднократно предпринимались попытки модернизировать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям, повысить его роль в народном хозяйстве. Последний этап развития государственного арбитража связан с принятием законодательства о нем. В 1977 году, после принятия Конституции СССР, Арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов Госарбитража впервые определялись Законом «О Государственном арбитраже в СССР», который был принят 30 ноября 1979 года. В Российской Федерации госарбитраж руководствовался Положением о Государственном арбитраже, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 года. С началом глубоких экономических преобразований и формированием рыночных отношений в стране возникла потребность в создании независимой судебной системы, специально приспособленной для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. 1 октября 1991 года вступил в силу Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Производство при рассмотрении споров между хозяйствующими субъектами стало осуществляться по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, введенным в действие 5 марта 1992 года. Фактическим временем начала деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации можно считать апрель 1992 года. Вслед за ним начали работать все суды субъектов Российской Федерации. Система арбитражных судов была закреплена Конституцией РФ 1993 года, в соответствии с которой были подготовлены и приняты в 1995 году новый Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», который так же закрепил систему арбитражных судов в России. Именно в системе арбитражных судов впервые была введена апелляция как полный пересмотр дела после заявления одной из сторон, проверка судебного решения как по факту, так и по правовым основаниям. Был введен также кассационный порядок обжалования и пересмотра судебных решений в третьей судебной инстанции, но уже только по вопросам права. Эти положения полностью соответствуют утвердившимся мировым стандартам правосудия. Введен институт арбитражных заседателей (специалисты в определенных видах предпринимательской деятельности: в торговле, в страховом, банковском деле, в строительстве, перевозках и т.п.), осуществляющих правосудие наравне с профессиональными судьями. С 1995 года арбитражным судам подведомственны споры с участием иностранных предпринимателей. В сентябре 2002 года был введен в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, принятие которого явилось очередным витком развития судебно-арбитражной системы России. В 2014 году Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упразднен. С 6 августа 2014 г. Верховный Суд Российской Федерации стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров.

Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

  • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • арбитражные апелляционные суды;
  • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов Российской Федерации);
  • специализированные арбитражные суды.*

* статья 3 (Система арбитражных судов в Российской Федерации) Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. 22.12.2014) «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

Основными задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
  • обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимыми беспристрастным судом;
  • укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • формирование уважительного отношения к закону и суду;
  • содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Деятельность арбитражных судов строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Полномочия Арбитражного суда Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области как арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

  • рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов и специализированных судов;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.*

* статья 36 (Полномочия арбитражного суда субъекта Российской Федерации) Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от22.12.2014) «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

Сервис временно не доступен